Back to top

 

 

 

Гражданская Авиация всегда занимала лидирующее место в освоении и применении современных методов организации труда и промышленных технологий.

Значительное место отводилось внедрению средств вычислительной техники, программного обеспечения и автоматизированных систем управления (АСУ), подготовке специалистов в авиационных ВУЗах. Уже с 1966 года началась подготовка специалистов на факультете автоматики и вычислительной техники Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации.

За период с 70 годов по настоящее время для предприятий Якутского региона было подготовлено несколько тысяч авиаспециалистов, в том числе и по эксплуатации АСУ и ЭВМ.

 

История внедрения средств вычислительной техники, программного обеспечения и автоматизированных систем управления - АСУ - в авиационной отрасли Якутии берет свое начало с середины 70-х годов, когда в подразделениях Якутского управления ГА появились первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации.

Поступление современных типов воздушных судов, нового оборудования для их обслуживания, а так же - внедрение новых экономических методов производственно-хозяйственной деятельности Гражданской авиации требовало оперативного анализа и учета производственной деятельности, что могло быть достигнуто только за счет применения современных средств автоматизации и вычислительной техники.

 

Руководство Якутского управления ГА ( Начальник управления Митяшин М.И., Главный инженер Городницкий С.И.), реально оценив объем предполагаемых работ, в сентябре 1974 года приняло решение ввести должность старшего инженера по АСУ при Техническом отделе.

На начальном этапе работ были поставлена цель автоматизации обработки оперативной информации по коммерческой загрузке воздушных судов, отправкам пассажиров, почты и груза. После предварительной подготовки: обучения персонала авиапредприятий, отладки программного обеспечения, началась эксплуатация программы - ежедневно по телетайпу поступали данные из авиапредприятий, которые обрабатывались на арендованной ЭВМ «Минск-22» программой "Оперативная сводка". Служба организации перевозок и планово-экономический отдел Якутского управления ГА получили возможность оперативного контроля и управления процессом перевозок авиапассажиров, почты и груза.

Уже в середине 1975 года при Техотделе Якутского управления ГА была создана группа АСУ (руководитель - Сосновский А.Г.), а в 1976 году в Якутском объединенном авиаотряде была создана группа АСУ при АТБ Якутского ОАО (руководитель - Устименко А.Д.).

В августе 1977 года был получен и установлен в помещении актового зала авторемонтных мастерских вычислительный комплекс ПВК М-5000 - первая ЭВМ в Якутском управлении ГА.

Приказом ЯУГА № 581 от 16 декабря 1977 года группа АСУ при Техотделе была преобразована в самостоятельное подразделение - Кустовой информационный пункт Якутского управления ГА (руководитель - Сосновский А.Г.) - с этого момента начался отсчет самостоятельной деятельности предприятия. Штатная численность КИП составляла порядка 10 человек.

Персонал КИП ЯУГА и группы АСУ АТБ ЯОАО на ПВК М-5000 и арендованной технике типа ЕС-1022 других предприятий занимался разработкой и внедрением задач, определенных планами МГА для управлений и авиапредприятий отрасли. Приоритетное направление составляла подсистема "Учет и отчетность". Была модернизирована под новый тип ЭВМ программа "Оперативная сводка". По заданию Инспекции по безопасности полетов ЯУГА была разработана оригинальная программа по комплектованию экипажей воздушных судов с учетом биологических ритмов.

Решались задачи по обеспечению учета наработки двигателей, узлов и агрегатов самолетно-вертолетного парка, учета материально-технических средств и горюче-смазочных материалов, учета объемов работ - УОР АТБ и ряда других.

Были установлены партнерские отношения с Вычислительными центрами других управлений ГА, определенными как базовые по отдельным задачам в отрасли, в частности - ВЦ Украинского и Узбекского УГА.

Сотрудники обоих подразделений принимали активное участие в общественной, профсоюзной и комсомольской жизни предприятий Якутского управления ГА. Выезжали на помощь в подшефные организации на сенокос и уборку урожая, проводили молодежные вечера, участвовали в спортивных мероприятиях. За успехи в общественной работе Песков В.И. и Назаров В.А. были включены в состав группы комсомольцев Якутии, посетившей Японию.

В 1980 году, в числе первых в регионе Сибири и Дальнего Востока, в Якутском управлении ГА был образован Кустовой информационно-вычислительный центр

( руководитель - Сосновский А.Г., главный инженер - Габышев А.Н.).

Одновременно была получена ЭВМ нового поколения ЕС-1033 - значительно превосходящая по своим возможностям ранее выпускаемые ЭВМ: объему ОЗУ, быстродействию, наличию разнообразного периферийного оборудования.     За короткое время ЭВМ была запущена в эксплуатацию в отведенном месте - одном их автомобильных боксов АРМ ЯУГА, который был переоборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями - установлена система вентиляции, оборудован фальш-пол. В связи с оперативностью решаемых задач был введен круглосуточный режим работы смен КИВЦ. Подразделениям КИВЦ было выделено отдельное помещение, где были оборудованы производственные службы.

Результатами работ КИВЦ пользовались ведущие службы Якутского управления ГА по обеспечению безопасности полетов и производственной деятельности.

В 1982 году была получена еще одна ЭВМ ЕС-1033. Были продолжены работы по внедрению АСУ на всех уровнях деятельности Якутского управления ГА, предприятия оснащались современными средствами и комплексами. Штатная численность КИВЦ составляла уже порядка 30 человек.

В этом же году группа АСУ Якутского ОАО преобразована в самостоятельное подразделение - Кустовой информационный пункт (руководитель - Калганов В.М.).

В период с 1980 по 1986 годы оба подразделения успешно работали по внедрению подсистем АСУ-2 и АСУ-3, были проведены работы по созданию комплексов программ и автоматизированных рабочих мест по заказу авиапредприятий с учетом специфики, присущей авиационной отрасли Якутии.

Под руководством главного инженера Габышева А.Н. совместно с ведущими предприятиями страны в области передачи данных, в частности - с подразделениями Министерства обороны, были проведены работы по обработке информации с использование оборудования удаленного доступа типа АП-4, АП-63 - прародительницы современных средств телекоммуникационного доступа, что позволило передавать входные данные и получать результаты непосредственно из предприятий Якутского управления ГА, что явилось первым применением такого направления работ в системе Гражданской авиации.

В 1985 году начались работы по внедрению АСУ «Сирена-2» - системы продажи и бронирования авиаперевозок в Якутском управлении ГА. Для решения данной задачи были установлены 2 комплекса ЭВМ СМ-2М. Было налажено взаимодействие с ведущим подразделением в области АСУ и средств автоматизации отрасли Центральным НИИ АСУ ГА ( ЦНИИАСУГА), базировавшимся в г. Рига.

В результате в сентябре 1986 года, первой в регионах Сибири и Дальнего Востока, была успешно сдана в промышленную эксплуатацию автоматизированная система продажи и бронирования авиабилетов "Сирена". Была развернута сеть авиакасс в г. Якутске и основных районах Якутии - Хандыга, Усть-Нера, Мирном, Батагае, Тикси, Чульмане и других пунктах. Жители Республики Саха (Якутия) получили возможность приобретения авиабилетов для полетов по любым направлениям. Таким образом, значительно возросла культура обслуживания авиапассажиров и увеличился объем перевозок в Якутском Управлении ГА.

В 1986 году КИВЦ Якутского УГА был преобразован в самостоятельное хозрасчетное предприятие - Вычислительный Центр Якутского управления ГА (руководитель - Сосновский А.Г., главный инженер - Габышев А.Н.). Предприятие располагало современными средствами вычислительной техники типа ЕС-1033 и СМ-2М, численность персонала составляла порядка 50 человек, в основном это были выпускники авиационных ВУЗов. В производственно-хозяйственной деятельности применялись современные методы управления - хозрасчет 1 и 2 типа.

Революционное развитие средств вычислительной техники, в частности - появление персональных компьютеров, определило новое направление деятельности. Таким образом, стало реальным предоставить возможность специалистам подразделений Якутского управления ГА использовать вычислительную технику непосредственно на рабочих местах, что существенно повышало оперативность получения результатов и принятие решения.

В 1987 г. в Вычислительном Центре ЯУГА появились первые персональные компьютеры как отечественного, так и зарубежного производства типа Роботрон-1715, ЕС-1840, IBM PC и другие.

Актуальной задачей стала разработка программного обеспечения для новой техники и обучение специалистов подразделений ее эксплуатации. В Вычислительном Центре ЯУГА была произведена реорганизация подразделений для решения данной задачи. Специалисты ВЦ успешно осваивали новые средства разработки программного обеспечения, проходили обучение в специализированных центрах Советского Союза, были организованы курсы для обучения специалистов предприятий.

В период 1987-1991 годов был создан целый ряд программ для производственно-хозяйственной деятельности авиации: бухгалтерских, учета материальных ценностей и ГСМ, анализа безопасности полетов, учета отправок и перевозок пассажиров и ряда других направлений. Актуальность и эффективность данных программ позволила не только внедрить их в авиапредприятиях Якутского управления ГА, но и выйти на российский авиационный рынок - программы успешно внедрялись в целом ряде авиапредприятий МГА.

Одновременно разрабатывались типовые программы для других министерств и ведомств региона, в основном бухгалтерского и финансового направления, которые успешно внедрялись в предприятиях и организациях. Программа "Бухучет - АСБУ", разработанная специалистами ВЦ ЯУГА - в 1990 году была удостоена диплома за 3 место на Всесоюзном смотре бухгалтерских программ.

Внедрялись и типовые программы, разработанные для отрасли специалистами ЦНИИАСУГА, такие как автоматизированная система штурманских расчетов (АСШР) и программа центровки и загрузки воздушных судов ("Центровка"). Программа «Центровка» успешно эксплуатируется и в настоящее время в аэропортах Якутск, Мирный, Нерюнгри.

В авиапредприятиях Якутского авиагарнизона - Якутском и Маганском ОАО были созданы структурные подразделения ВЦ ЯУГА, осуществлявшие обработку информации и оказывающие помощь специалистам данных предприятий.

В 1991 году Вычислительный Центр Якутского управления ГА, с учетом появления новых производственных отношений и развитием рыночной экономики, одним из первых в Республике Саха (Якутия), был преобразован в открытое акционерное общество «Вычислительный Центр Якутавиа», получив свидетельство о регистрации № 3. Генеральным директором был избран Сосновский А.Г., главным инженером - Песков В.И.

В период 1991-1995 годов начался новый этап внедрения новых информационных технологий с учетом развития рынка компьютерных и телекоммуникационных услуг.

Было приобретено современное оборудование французской фирмы OST, специалисты ОАО "ВЦ Якутавиа" успешно прошли стажировку в специализированных центрах Франции. Начались работы по созданию принципиально новой системы связи и коммуникации - региональной сети передачи данных для нужд авиации Республики Саха (Якутия).

Были развернуты работы по установке спутниковых наземных станций системы космической связи по проекту МТК «Сирена». В регионе было установлено и запущено в эксплуатацию 12 спутниковых наземных станций в Якутске, Мирном, Нюрбе, Олекминске, Алдане, Чульмане, Батагае, Тикси, Усть-Нере, Зырянке, Усть-Мае и Депутатском, что позволило предоставить услуги передачи данных для нужд авиапредприятий, организовать каналы наземной авиационной связи АФТН и управления воздушным движением на качественно новом, более надежном и экономически выгодном уровне.

В 1993 году произведена модификация программного обеспечения АСУ «Сирена» и значительно расширена сеть авиакасс по территории Республики Саха (Якутия). Осуществлось тесное взаимодействие с разработчиком усовершенствованной АСУ "Сирена-2.3" ЗАО ТАИС г. Москва.

Продолжались работы по дальнейшему улучшению качества сервиса обслуживания пассажиров - появилась возможность приобретения авиабилетов на полеты по международным авиалиниям через систему АС "Габриэль", осуществлено подключение к АСУ "Экспресс" - системе продажи железнодорожных перевозок, через пульты установленные в г.г. Якутск, Алдан, Нерюнгри.

В 1994 году, впервые на территории Республики Саха (Якутия), было успешно осуществлено подключение к мировой информационной системе ИНТЕРНЕТ.

В 1995 г. в аэропорту Якутск был введен в эксплуатацию современный аэровокзальный комплекс, где был установлен современный комплекс по регистрации пассажиров и обработке перевозочной документации, разработанный коллективом ОАО "ВЦ Якутавиа".

Предприятие продолжало работы по поставке, ремонту и техническому обслуживанию средств вычислительной техники в авиапредприятия и другие организации региона.

В связи с реструктуризацией организационной структуры авиации предприятие приступило к разработке и внедрению новых программных продуктов и комплексов, представления услуг по сети передачи данных и доступа в Интернет для нужд авиакомпаний, агентств и подразделений.

Была прекращена эксплуатация ЭВМ старого поколения типа ЕС и СМ и программного обеспечения, разработанного для данного типа техники, и предприятие полностью перешло на современное оборудование - персональные компьютеры и системы телекоммуникационного доступа.

В 1995 году - создано Мирнинское представительство ОАО "ВЦ Якутавиа" для проведения работ в крупном промышленном регионе, охватывающем аэропорты Мирный, Ленск, Полярный, Айхал.

В период 1995-2007 годов продолжалось совершенствование и наращивание предоставляемых услуг для нужд предприятий региона.

В 1997 году на базе региональной сети передачи данных общего пользования (РСПДОП) осуществлено использование протокола связи Х.25 для нужд телеграфной сети АФТН. Сеть связи была организована по 14 направлениям и охватывала все крупные аэропорты региона.

Так же - осуществлено предоставление современных каналов связи для управления воздушным движением в зоне ответственности региона по направлениям Якутск - Нюрба, Якутск - Батагай, Олекминск - Нюрба, Батагай - Тикси.

Осуществлены работы по внедрению нового типа связи - IP телефонии, т.е. предоставление телефонной связи через Интернет.

На качественно новом уровне осуществлено предоставление услуг Интернет как для предприятий, так и для частных лиц по региону. Предприятием в качестве спонсорской помощи была предоставлена возможность бесплатного подключения к Интернет сети школ г. Якутска;

В 2002 году введена в эксплуатацию современная система регистрации авиапассажиров в аэропорту Якутск АС "РЕГИНА", отвечающая современным требованиям по обработке информации с подключением к АСУ "Сирена-2.3" и предоставления полетной и учетной документации для подразделений службы авиаперевозок аэропорта и авиакомпаний;

В 2004 году на базе региональной сети передачи данных общего пользования (РСПДОП) организовано предоставление услуг передачи данных для Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по 12 направлениям для обмена метеоинформацией для  нужд авиации Якутии.

В это же время специалистами ОАО «ВЦ Якутавиа» были успешно разработаны и внедрены в эксплуатацию программные комплексы для оперативной обработки  информации для производственно-хозяйственной деятельности авиакомпаний (Центр обработки перевозочной документации) и агентств региона (Центр взаиморасчетов).

Данные программные продукты используются в авиакомпаниях «Якутия», «Полярные авиалинии» и крупных агентствах ОАО «ГАВС РС(Я)», ООО ТСА «Аэропорт-Сервис», ЗАО АТА «Якутск».

В 2005 году была модифицирована региональная сеть передачи данных общего пользования (РСПДОП) - наземные спутниковые станции переведены на функционирование по новой технологии типа VSAT с использованием более компактного оборудования. Сеть станций была расширена до 20 штук, что позволило хватить практически все регионы Республики Саха (Якутия).

В связи с этим появилась возможность расширения спектра предоставляемых услуг для предприятий - партнеров:

- сеть авиакасс АСУ «Сирена-2.3» Якутского центра бронирования составила более 300 штук, в том числе появились авиакассы за рубежом (Китай, Южная Корея) - куда выполняются полеты авиакомпанией «Якутия»;

- расширилась сеть каналов передачи данных и спектр телематических услуг таких как Интернет, передача голосовой информации на базе которых стало возможно создание корпоративных сетей предприятий таких как Филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири"  ФГУП "Госкорпорация по ОрВД",  ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФКП «Аэропорты Севера».

За период 2006-2010 годы:

1. Основным направлением производственной деятельности предприятия  оставалась эксплуатация и дальнейшее развитие Автоматизированной системы бронирования (АСБ) - "Сирена-2.3":

а) по Агентам.

- В настоящее время услугами по автоматизированной продаже авиабилетов обеспечены все районные центры РС(Я), в которые выполняются регулярные рейсы на ВС третьего класса и выше;

- Количество резидентных пультов достигло порядка - 350 штук, в т.ч. на территории РС(Я) - 270 штук, на территории РФ - 65, на территории стран ближнего и дальнего зарубежья - 15 (Германия, Китай, Корея, страны СНГ);

- Количество Агентов по продаже авиаперевозок порядка 50 штук, в т.ч. резидентных - 4,  субагентов - 15, агентов Авиакомпаний - 31;

- введен в эксплуатацию сайт для продажи авиабилетов через сеть Интернет ОАО «ГАВС РС(Я)»;

- на базе фрагмента АСБ - "Сирена-2.3" осуществляется продажа билетов на речные перевозки, осуществляемые в зоне судоходства г. Якутска и по отдельным линиям;

б) по Авиакомпаниям.

Осуществлены мероприятия по  внедрению электронного билета в авиакомпаниях республики:

- доля продаж электронных билетов от общего количества составила порядка 70%, в т.ч. АК «Якутия» - 75%, АК «ПАЛ» - 45%, АК АЛРОСА - 5%;

- введен в эксплуатацию сайт АК «Якутия» для продажи авиабилетов через сеть Интернет;

- доработано программное обеспечение системы учета выручки АК.

2. Продолжена эксплуатация и развитие системы управления отправками пассажиров (регистрация) TAIS DCS. Эксплуатация системы позволяет повысить качество и культуру обслуживания пассажиров, позволяет более полно автоматизировать процессы обработки перевозочной и отчетной документации, с целью повышения коммерческой загрузки вылетающих рейсов, а так же позволяет  обслуживать пассажиров, как с обычными, так и электронными авиабилетами.

В 2010 году эксплуатируется 27 системы, в т.ч. в 11 аэропортах федерального значения (Внуково, Толмачево, Магадан, Благовещенск, Иркутск, Улан-Удэ, Владивосток, П-Камчатский, Омск, Красноярск, Хабаровск) и 16 на территории РС(Я) (Якутск, Тикси) - из них в 14 аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (Маган, Нерюнгри, Нюрба, Олекминск, Вилюйск, Сунтар, Белая Гора, Черский, Чокурдах, Среднеколымск, Мома, Депутатский, Зырянка, Усть-Нера).

3. Продолжалась работа по эксплуатации и развитию региональной сети передачи данных (РСПД) на базе наземных спутниковых станций, работающих по технологии VSAT.

В 2009 г. завершена работа по расширению РСПД. Всего эксплуатируется 34 спутниковых станции, расположенных в авиапредприятиях РС(Я) , что позволяет:

а) организовать каналы передачи данных для целей:

- эксплуатации АСУ бронирования и продажи авиаперевозок - «Сирена-2.3»;

- эксплуатации системы управления отправками пассажиров - TAIS DCS;

- авиационной наземной связи АФТН (15 направлений);

- передачи метеоинформации (33 направления);

б) организовать представление телематических услуг:

- организации  телефонных каналов передачи служебной информации для целей УВД;

- организации передачи телематического мультимедийного трафика, т.е. услуга IP -телефонии для корпоративных клиентов (30 направлений);

- поддержка коммуникационных и информационных услуг сети Internet для нужд авиапредприятий РС(Я);

 

В 2007 году ОАО «ВЦ Якутавиа» отметило 30 - летний юбилей своей деятельности.

 

Партнерами нашего предприятия являются многие авиационные структуры и ведомства других отраслей Республики Саха (Якутия) и России:

- ЗАО «ТАИС», Транспортная клиринговая палата, ГРС «Сирена - Трэвел», ООО «РуСат», ОАО «Ростелеком».

- Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я), Филиал "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири"  ФГУП "Госкорпорация по ОрВД",  ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФКП «Аэропорты Севера», ОАО «Сахателеком», аэропорт Якутск.

- Авиакомпании «Якутия», МАП АЛРОСА, «Полярные авиалинии», «КатэкАвиа».

- Агентства ОАО «ГАВС РС(Я)», ООО ТСА «Аэропорт Сервис», ЗАО АТА «Якутск», АВС Мирнинского предприятия, ООО АВС «Вилюй Авиа», ООО «Авиафлайт», АВС ГУП «ПАЛ», ООО «Взлет», ООО ЯАА «Норд Хэндлинг» и целый ряд других.

 

За период 1974 - 2010 годы в коллективах подразделений АСУ и их нынешнего правопреемника ОАО «ВЦ Якутавиа»  трудилась целая плеяда талантливых и высокопрофессиональных специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие автоматизированных систем управления, средств вычислительной техники и телекоммуникационных технологий.

 

Среди них выпускники Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации: Сосновский А.Г., Песков В.И., Габышев А.Н., Устименко А.Д., Васильев Ю.Г., Карпенкова В.Г., Федоров М.М., Шмидт В.Ф., Кугаевская Е.А., Назаров В.А., Каргаполов М.Н., Казаков С.А., Николаев А.Г., Морочных Г.А., Сыромятников П.Д., Степанов Ю.С., Лушин А.В., Лушина Л.Э., Софронов Ан.Е., Софронов Ал.Е., Константинов Е.Н., Степанова И.И., Калганов В.М., Ярилов В.П., Яковлев О.Я., Борисов И.А., Пермякова Л.Т., Андросов М.В., Филиппов Г.Г., Лобанов А.Г., Слепцов А.В., Миронов Д.Н., Платонов Л.П., Платонов В.П., Хабардина М.Ю., Троева О.С., Федотова М.И., Олесова Л.В., Терехов С.И., Новоселов С.Г., Лобанова В.Н., Григорьева Е.В., Салтанов А.Г.

Выпускники других профильных ВУЗов: Плюснин В.Г., Косенко И.Н., Сыромятников И.Д., Коршун Н.Л., Терентьева И.В., Добрынина Е.Г., Шестаков В.А., Снытка О.Н., Баранова Н.А., Матвийко А.И., Дмитриев А.П., Романова М.И., Федоров С.Г., Ситков Л.А., Беспалова А.А., Аржаков В.Н., Перетолчина Л.А., Титкин С.В., Платонова О.В., Курбатова О.А., Тарасов А.Е., Иващенко В.В., Соколов А.В., Зуев А.В., Звягинцев В.И., Звягинцев Д.В., Алешкин В.И., Бадюков В.Г., Букшенко Ю.В., Санников О.О., Феськов В.Ю., Петрова И.Н., Седельников И.В., Ефремов В.Г.

Специалисты среднего звена: Изукаева Л.В., Банникова Т.В., Барвинская Н.П., Болдакова В.А., Васильева Э.А., Тюрюмина А.Г., Нюренберг Т.Г., Макарова Т.Г., Рашевская Н.В., Силина Л.С., Кобелева С.Н., Исаева А.П., Резник З.С., Конопелькина Н.П., Харченко Е.А., Паздникова В.И., Морочных Т.И., Игнатова Е.П., Силыш О.В., Гагарина Л.А., Зарубина С.В., Шинкаренко Р.А., Терентьев В.А., Карнаухов Е.М.

 

Многие из них продолжают трудиться в коллективе, повышая профессиональный уровень и карьерный рост. В коллективе трудится несколько семейных династий - Лушиных, Звягинцевых.

 

За успехи в работе работники коллектива неоднократно поощрялись государственными и ведомственными наградами и знаками отличия. В настоящий момент в коллективе трудятся работники, отмеченные наградами:

- «Почетный работник транспорта РФ» - 1 награда;

- «Отличник ВТ РФ» - 3 награды;

- «Почетный работник ВТ РС (Я)»   - 15 наград;

- «Ветеран авиации Якутии»  -  20 наград;

- премия им. В.И.Кузьмина - 13 наград;

- памятный знак «85 лет Гражданской Авиации» - 34 награды;

 

И что особо характерно для довольно немногочисленного, но высокопрофессионального и сравнительно молодого по возрасту коллектива предприятия, из числа его воспитанников выросли известные в Республике Саха (Якутия) и за ее пределами ответственные работники и руководители - заместители министров РС(Я), руководители авиакомпаний и агентств, топ - менеджеры финансовой и банковской сферы.

В заключении хотелось бы отметить, что успешное внедрение современных средств автоматизации и вычислительной техники в авиационной отрасли Республики Саха (Якутия) стало возможным благодаря постоянному вниманию и поддержке все эти годы руководства авиапредприятий и Якутского управления ГА и нынешних авиационных структур:

- начальники ЯУГА: М.И. Митяшин, В.С. Паныч, И.С. Дергилев, В.Т. Пинаев.

- заместители начальника ЯУГА: С.И. Городницкий, В.В. Семисалов, М.И. Сикержицкий, Ф.С. Сергеев, И.С. Кычкин, М.Е. Васильев, С.М. Варфоломеев, М.А. Бабушкин, Л.П. Копылов, В.Д. Шаповалов.

- главные бухгалтера ЯУГА: Е.А. Анфилатова и А.И. Тетерина.

- председатели Теркома профсоюза авиаработников: Н.И. Ананьев, В.И. Скоропупов, М.Е. Васильев.

- начальники отделов ЯУГА: В.А. Лифанов, А.Н. Мантуров, Б.В. Ермизин, А.Х. Назипов, Г.К. Новгородова, В.Д. Заболев, В.А. Лузгин.

- ведущие специалисты отделов ЯУГА: П.П. Кривоногов, Г.С. Резник, В.А. Ловчиков, М.В. Половинкина, А.Н. Иксанов, Л.Т. Черниговский, А.И. Жарников, Е.С. Болотин, Р.И.Циоменко, И.И. Неустроев, В.А. Каримов.

- командиры ОАО: В.И. Кузьмин, В.Н. Репников, Д.Д. Шамаев, В.А. Ганчук.

- главный инженер АТБ ЯОАО: В.И. Гришуков.

- начальник ГАВС ЯУГА А.В. Киевицкая и главный бухгалтер М.А. Ли.

- начальники АВС Мирнинского АП: В.В. Осипова, Л.Е. Ермакова.

- начальник АВС Алданского АП: Р.К. Копаева.

- начальник АВС Нерюнгринского АП: А.А. Третьякова.

- Генеральные директора ЗАО «ТАИС»: М.А. Левин, Г.П. Готгельф, ведущие специалисты  В.Ю. Ловский , А.М. Миллер, И.И. Шофул.

- руководители Саха (Якутского) территориального управления воздушного транспорта Министерства транспорта РФ: З.О. Саникидзе, А.А. Марков.

- руководители Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я): О.Т. Гринченко, А.Е. Тарасов.

- директора Филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": М.А. Бабушкин, Е.А. Чекмарев.

- начальник  ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»: В.И. Кузьмич.

- Генеральные директора ФКП "Аэропорты Севера": С.А. Ларионов, П.В. Халин.

- Генеральный директор ГУП НАК "Саха Авиа": О.А. Рогалев.

- Генеральный директор ОАО АК "Якутия":  И.А. Простит.

- Генеральные директора ГУП АК "Полярные авиалинии": С.И. Терехов,  А.В. Корякин.

- Генеральные директора ГУП АК "Якутские авиалинии": А.Е. Тарасов, П.В. Удод, М.М. Томилов.

- Генеральный директор ГУП "Аэропорт Якутск" А.А. Илларионов,  начальник АВК А.П. Кочетов, начальник СОПГП А.К. Рудых.

- начальники Саха Центр подготовки авиаперсонала: С.И. Файбушевич, В.И. Гришуков.

- командиры Мирнинского авиапредприятия: Н.Н. Терещенко, О.Н. Варнавский.

- Генеральные директора ОАО "ГАВС РС(Я)": А.В. Киевицкая, А.Г. Сосновский.

- Генеральный директор ООО ТСА "Аэропорт Сервис": М.М. Томилов.

- Генеральный директор ЗАО АТА "Якутск": Л.Г. Тарасова.